Максим Адамович Богданович (1891–1917) – классик белорусской литературы. Ярославский период жизни (с 1908 по 1916) стал для поэта временем наивысшего расцвета его таланта. За стихи, посвященные Анне Кокуевой – музе Максима Богдановича, его называют самым романтичным поэтом своего времени. В 1992 году в доме поэта был создан мемориальный музей. Уют деревянного дома прошлого века очаровывает каждого, кто переступает его порог. Здесь сохранены домашний интерьер семьи Богдановичей, личные вещи поэта, сборники его стихов. Мемориальный дом, в котором располагается музей, построен в 1908 г. В. Н. Ржевским, титулярным советником. Дом – деревянный, одноэтажный, с наличниками, выполненными в стиле модерн – типичный для городской застройки того времени. Дом являлся частью городской усадьбы.
История его довольно необычна. В 1970-е – 1980-е гг. по старым ярославским улицам прокатилась волна сносов. Подверглась преобразованиям и улица Чайковского. Но местная общественность, поддерживаемая белорусскими музейщиками, твердо выступила против сноса здания. Историки требовали сохранить и домик, где когда-то жил поэт Богданович, и соседние дома, для того, чтобы была сохранена мемориальная среда. Исследователи биографии и творчества поэта знали хорошо все городские адреса, связанные поэтом. А их не мало, ведь семья довольно часто меняла квартиры. Но до наших дней сохранился только один дом – Дом Ржевских, его Адам Егорович снимал в 1912-1914 гг. В этом доме Максим подготовил к изданию свой прижизненный сборник «Венок» (в 1913 г.).
Дом, благодаря усилиям краеведов, удалось сохранить, но при этом он был разобран и перенесен на другую сторону улицы. 9 декабря 1992 г. была открыта экспозиция «Белорусский поэт с берегов Волги». Целостный образ поэта и его родины был создан за счет камерности залов, особой цветовой гаммы, воссозданных уголков белорусского домашнего интерьера. Основная часть экспонатов – из фондов Государственного музея истории белорусской литературы в Минске. Среди них – копия гелиогравюры с изображением фрагмента знаменитого шедевра эпохи Возрождения «Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти, некогда подаренной Максимом Горьким. Максима Богдановича она вдохновила на создание лирического цикла «Мадонны». В экспозиции также можно увидеть сундук (куфар), в котором поэт хранил свои вещи, скатерть, принадлежавшую семье. В музее представлены книги и рукописи на белорусском языке, а также словарь белорусской мовы Носовича, по нему поэт учил белорусский язык.
Аудиогид по экспозиции музея (Материал с портала ARTEFACT)