Идея экспозиции в стенах Музея зарубежного искусства возникла из любви коллекционера Ольги Затеевой к античной мифологии. Десятилетиями она собирала удивительные экспонаты в разных видах изобразительного искусства, объединенные одной темой — «Похищение Европы».
Все мировое искусство пронизано мифологическими сюжетами, часто несущими символическое значение. Знание и понимание их расширяет кругозор и восприятие художественного произведения. В Греции, «стране хорошего вкуса», по определению Иоганна Винкельмана, родилась мифология, которая вдохновляла художников и поэтов на протяжении многих столетий. Миф «Похищение Европы» стал одним из самых распространенных сюжетов в изобразительном искусстве с античных времен. Великие живописцы от эпохи возрождения до наших дней – Тициан, Рембрандт, Рубенс, Буше, Моро, Шагал — обращались к нему.
Выставка «Похищение Европы» представляет часть разнообразной коллекции Ольги Затеевой. Среди представленных работ — ваза и произведения мелкой пластики с удивительной надглазурной росписью XVIII–XIX вв. крупнейших фарфоровых мануфактур Европы – Мейсенской, Венской и Берлинской. Основой для шпалеры конца XVII – начала XVIII в. Королевской шпалерной мануфактуры (Обюсон) послужила картина «Похищение Европы» Гвидо Рени. Небольшая, изысканная по манере письма, картина на медной пластине неизвестного итальянского художника XVII в. в свободной манере повторяет самую известную картину «Похищение Европы» Тициана (1562) – заказ испанского короля Филиппа V, которую копировал даже П.П. Рубенс. Анонимный автор упростил композицию, но повторил динамику движения фигур быка и Европы с развевающимся красным шарфом. Также на выставке можно увидеть гравюру фламандского гравера Валентина Лефевра (1642–1682) выполненную с оригинала Тициана, и входившую в серию из 50 офортов избранных произведений великого итальянца. К этому же периоду относится живописное полотно Л.С. Бернардо (1658–1725), немецкого по происхождению художника, работавшего в Италии. Оно написано в серо-жемчужных тонах и близко по стилистике «Похищению Европы» Рембрандта.
Отдельной группой смотрятся две картины, акварель и веер XVIII века в стиле рококо анонимных французских авторов. Одна из картин – копия с Франсуа Буше, а остальные самостоятельные композиции, навеянные произведениями французского живописца. Цветочные гирлянды, амуры, тритоны, обязательные спутники Европы на этих произведениях, символизируют любовь и свадебный кортеж – все они создавались как свадебные подарки. Эта традиция появилась еще у древних греков, которые украшали семейные спальни мозаиками на этот сюжет, в более позднее время стали украшать спинки супружеских кроватей. Сюжет Похищения Европы использовался как доброе пожелание молодоженам – любви, плодородия, супружеского долга.
Коллекция Ольги Затеевой олицетворяет собой продолжение традиций собирательства уникальных произведений искусства прошлых эпох, объединенных одной темой.
Миф о Европе очень старый и претерпел много изменений. В нашем сознании он живет в основном в том виде, который придал ему во II в. до н. э. эллинистический поэт Мосх, а за ним – Овидий в своих «Метаморфозах».
Европа — прекрасная, как бессмертная богиня, — была дочерью царя богатого финикийского города Тира (иногда упоминается город Сидон) Агенора и его жены Телефасы. Она жила во дворце своего отца, в кругу братьев Феникса, Килика, Кадма, Финея и Тасоса. Однажды дочери Агенора приснился сон: она увидела, что Азия и тот материк, который отделен от Азии морем, в виде двух женщин борются за нее. Каждая хотела обладать Европой. Но Азия была побеждена, и ей, вскормившей Европу, пришлось уступить царевну другой. В страхе Европа проснулась и не могла понять значения сна. Смиренно помолилась она богам, чтобы отвратили от нее несчастья. Затем, одевшись в пурпурные одежды, затканные золотом, вышла с девушками на зеленый, покрытый цветами луг на берег моря. Недолго наслаждалась беззаботной жизнью Европа. Сбылся сон. С небес увидел красавицу сын Кроноса, могучий громовержец Зевс, и решил похитить ее. А чтобы не испугать царевну и обмануть свою ревнивую супругу Геру, принял облик чудесного быка: вся шерсть его сверкала как золото, лишь на лбу горело, как сияние луны, серебряное пятно, а золотые рога были изогнуты, подобно молодому месяцу, когда впервые виден он в лучах пурпурного заката. Девушки не испугались и стали водить вокруг него хоровод. Он же подошел к Европе, лег у ее ног и стал лизать ей руки, ласкаясь к ней. Девушка засмеялась и села к нему на спину. Вдруг бык вскочил, быстро помчался к морю, потом бросился в воду и быстро, словно дельфин, поплыл по лазурной глади. Волны морские расступались перед ними, сам бог Посейдон мчался впереди на своей колеснице. Вскоре доплыли они до Крита, где Европа стала женой Зевса и родила ему трех сыновей: Миноса, Радаманфа и Сарпедона. Впоследствии детей усыновил критский царь, и они продолжили его династию, а именем Европы стал называться новый континент.
В греческих мифах встречается еще одна Европа, но лишь в качестве второстепенного персонажа. Это была дочь гиганта Тития, родившая Посейдону сына Эвфема, которого отец одарил способностью ходить по морю, как по суше.
Греческий историк Геродот трансформировал миф о Европе. В его пересказе дочь тирского царя похитили критские купцы в отместку за то, что финикийцы похитили дочь аргосского царя Ио. Эта трактовка мифа имеет объяснение. Финикийские мореходы практиковали похищение людей на землях, где они останавливались, потом продавали их в рабство. Греки, расселяясь в Малой Азии и на побережье Черного и Азовского морей, часто женились на скифских и сарматских девушках, иногда похищая их у родителей.
В любом случае, и Геродот, и греческие и римские поэты, пересказывая миф о Европе, связывали зарождение европейской цивилизации с островом Крит. А ее имя приобрело географический смысл. На финикийском языке Европа имела значение «запад». Так во времена Гомера называли среднюю часть Греции, а потом и весь континент.
Выставка будет работать с 14 августа 2021 по 16 января 2022 года.
Источник: http://www.yarregion.ru/depts/dcul/tmpPages/news.aspx?newsID=2535