11.08.2021

В Ярославле открывается выставка произведений западноевропейского искусства «Похищение Европы»

В Ярославле открывается выставка произведений западноевропейского искусства «Похищение Европы»В Ярославле открывается выставка произведений западноевропейского искусства «Похищение Европы»В Ярославле открывается выставка произведений западноевропейского искусства «Похищение Европы»В Ярославле открывается выставка произведений западноевропейского искусства «Похищение Европы»

​Идея экспозиции в стенах Музея зарубежного искусства возникла из любви коллекционера Ольги Затеевой к античной мифологии. Десятилетиями она собирала удивительные экспонаты в разных видах изобразительного искусства, объединенные одной темой — «Похищение Европы».

Все мировое искусство пронизано мифологическими сюжетами, часто несущими символическое значение. Знание и понимание их расширяет кругозор и восприятие художественного произведения. В Греции, «стране хорошего вкуса», по определению Иоганна Винкельмана, родилась мифология, которая вдохновляла художников и поэтов на протяжении многих столетий. Миф «Похищение Европы» стал одним из самых распространенных сюжетов в изобразительном искусстве с античных времен. Великие живописцы от эпохи возрождения до наших дней – Тициан, Рембрандт, Рубенс, Буше, Моро, Шагал — обращались к нему.

Выставка «Похищение Европы» представляет часть разнообразной коллекции Ольги Затеевой. Среди представленных работ — ваза и произведения мелкой пластики с удивительной надглазурной росписью XVIII–XIX вв. крупнейших фарфоровых мануфактур Европы – Мейсенской, Венской и Берлинской. Основой для шпалеры конца XVII – начала XVIII в. Королевской шпалерной мануфактуры (Обюсон) послужила картина «Похищение Европы» Гвидо Рени. Небольшая, изысканная по манере письма, картина на медной пластине неизвестного итальянского художника XVII в. в свободной манере повторяет самую известную картину «Похищение Европы» Тициана (1562) – заказ испанского короля Филиппа V, которую копировал даже П.П. Рубенс. Анонимный автор упростил композицию, но повторил динамику движения фигур быка и Европы с развевающимся красным шарфом. Также на выставке можно увидеть гравюру фламандского гравера Валентина Лефевра (1642–1682) выполненную с оригинала Тициана, и входившую в серию из 50 офортов избранных произведений великого итальянца. К этому же периоду относится живописное полотно Л.С. Бернардо (1658–1725), немецкого по происхождению художника, работавшего в Италии. Оно написано в серо-жемчужных тонах и близко по стилистике «Похищению Европы» Рембрандта.

Отдельной группой смотрятся две картины, акварель и веер XVIII века в стиле рококо анонимных французских авторов. Одна из картин – копия с Франсуа Буше, а остальные самостоятельные композиции, навеянные произведениями французского живописца. Цветочные гирлянды, амуры, тритоны, обязательные спутники Европы на этих произведениях, символизируют любовь и свадебный кортеж – все они создавались как свадебные подарки. Эта традиция появилась еще у древних греков, которые украшали семейные спальни мозаиками на этот сюжет, в более позднее время стали украшать спинки супружеских кроватей. Сюжет Похищения Европы использовался как доброе пожелание молодоженам – любви, плодородия, супружеского долга.

Коллекция Ольги Затеевой олицетворяет собой продолжение традиций собирательства уникальных произведений искусства прошлых эпох, объединенных одной темой.

Миф о Европе очень старый и претерпел много изменений. В нашем сознании он живет в основном в том виде, который придал ему во II в. до н. э. эллинистический поэт Мосх, а за ним – Овидий в своих «Метаморфозах».

Европа — прекрасная, как бессмертная богиня, — была дочерью царя богатого финикийского города Тира (иногда упоминается город Сидон) Агенора и его жены Телефасы. Она жила во дворце своего отца, в кругу братьев Феникса, Килика, Кадма, Финея и Тасоса. Однажды дочери Агенора приснился сон: она увидела, что Азия и тот материк, который отделен от Азии морем, в виде двух женщин борются за нее. Каждая хотела обладать Европой. Но Азия была побеждена, и ей, вскормившей Европу, пришлось уступить царевну другой. В страхе Европа проснулась и не могла понять значения сна. Смиренно помолилась она богам, чтобы отвратили от нее несчастья. Затем, одевшись в пурпурные одежды, затканные золотом, вышла с девушками на зеленый, покрытый цветами луг на берег моря. Недолго наслаждалась беззаботной жизнью Европа. Сбылся сон. С небес увидел красавицу сын Кроноса, могучий громовержец Зевс, и решил похитить ее. А чтобы не испугать царевну и обмануть свою ревнивую супругу Геру, принял облик чудесного быка: вся шерсть его сверкала как золото, лишь на лбу горело, как сияние луны, серебряное пятно, а золотые рога были изогнуты, подобно молодому месяцу, когда впервые виден он в лучах пурпурного заката. Девушки не испугались и стали водить вокруг него хоровод. Он же подошел к Европе, лег у ее ног и стал лизать ей руки, ласкаясь к ней. Девушка засмеялась и села к нему на спину.  Вдруг бык вскочил, быстро помчался к морю, потом бросился в воду и быстро, словно дельфин, поплыл по лазурной глади. Волны морские расступались перед ними, сам бог Посейдон мчался впереди на своей колеснице. Вскоре доплыли они до Крита, где Европа стала женой Зевса и родила ему трех сыновей: Миноса, Радаманфа и Сарпедона. Впоследствии детей усыновил критский царь, и они продолжили его династию, а именем Европы стал называться новый континент.

В греческих мифах встречается еще одна Европа, но лишь в качестве второстепенного персонажа. Это была дочь гиганта Тития, родившая Посейдону сына Эвфема, которого отец одарил способностью ходить по морю, как по суше.

Греческий историк Геродот трансформировал миф о Европе. В его пересказе дочь тирского царя похитили критские купцы в отместку за то, что финикийцы похитили дочь аргосского царя Ио. Эта трактовка мифа имеет объяснение. Финикийские мореходы практиковали похищение людей на землях, где они останавливались, потом продавали их в рабство. Греки, расселяясь в Малой Азии и на побережье Черного и Азовского морей, часто женились на скифских и сарматских девушках, иногда похищая их у родителей.

В любом случае, и Геродот, и греческие и римские поэты, пересказывая миф о Европе, связывали зарождение европейской цивилизации с островом Крит. А ее имя приобрело географический смысл. На финикийском языке Европа имела значение «запад». Так во времена Гомера называли среднюю часть Греции, а потом и весь континент. 

​​Выставка будет работать с 14 августа 2021 по 16 января 2022 года.



Источник:


Культура онлайн