21.04.2020

​Ольга Ярилова: «У регионов сегодня появилась уникальная возможность показать свою работу огромному количеству зрителей»​

​О нацпроекте «Культура», о том, как сегодняшние реалии отражаются на его реализации, какие меры в нацпроекте предусмотрены для поддержания классической музыки – в интервью журналисту радио «Орфей» Андрею Ноздреватых рассказала заместитель министра культуры Российской Федерации Ольга Ярилова.


А. Ноздреватых: Ольга Сергеевна, расскажите, пожалуйста, о нацпроекте «Культура» для тех, кто, возможно, о нём не знает. Каковы его цели и задачи?
О. Ярилова: Нацпроект — это большая шестилетняя программа мероприятий, направленная на то, чтобы обеспечить качественный скачок в развитии нашей отрасли. В нём три направления. Первое — это «Культурная среда», проект, который направлен на улучшение инфраструктуры в регионах, на ремонт и реконструкцию наших учреждений культуры, чего мы так давно и так до​​лго не делали. Второе направление — «Творческие люди». Понятно, что, создав и построив новые учреждения культуры, мы должны наполнить их и новым содержанием. В рамках этого направления мы поддерживаем творческие инициативы и самые разнообразные проекты: и самодеятельные коллективы, и наши прославленные, ведущие творческие музыкальные и театральные коллективы, и фестивали — спектр самый широкий. Ну и третий федеральный проект — это «Цифровая культура». Мы с вами, особенно в сегодняшней ситуации, не можем обойтись без цифры. Поэтому мы поддерживаем ряд проектов в сфере цифровых технологий. Это и создание мультимедиагидов для наших музейных экспозиций, и открытие виртуальных концертных залов, и оцифровка наших книжных памятников. И если говорить о национальном проекте в целом, важно отметить, что все мероприятия, которые сегодня в нём реализуются, либо направлены на поддержку регионов, либо реализуются регионами и в регионах.
А. Ноздреватых: А какие меры предусмотрены в нацпроекте в плане поддержки классической музыки? «Орфей» — радиостанция классической музыки, и наша аудитория интересуется именно ей.
О. Ярилова: Замечательная радиостанция. Я её тоже очень люблю и, когда у меня есть время, слушаю. Действительно, несколько направлений нацпроекта посвящено популяризации и развитию классической музыки.
Во-первых, в рамках нацпроекта создан Российский национальный молодёжный симфонический оркестр. В него входят сто талантливых музыкантов в возрасте от двадцати до тридцати лет из самых разных городов России. Все они победители Всероссийского конкурса молодых артистов. Это самый молодой коллектив страны, кузница кадров для всех наших прославленных творческих коллективов. Огромное количество гастролей, концертов, мероприятий было проведено этим оркестром в прошлом году в рамках национального проекта «Культура».
Второе направление, которое связано с популяризацией и поддержкой классической музыки, — это создание виртуальных концертных залов в самых отдалённых уголках нашей страны. Это даёт возможность приобщить к культурному наследию огромное количество слушателей, которые, скажем правду, не всегда могут побывать в Большом театре или в театрах Петербурга. Проект по созданию виртуальных концертных залов стартовал ещё в 2009 году. И за десять лет было создано более трёхсот таких залов. Мы видели эффективность этого проекта, поэтому предложили реализовывать его и в рамках национального проекта «Культура».
Кроме того, мы оказывали поддержку фестивалям классической музыки. В прошлом году была организована серия концертов в рамках фестиваля «Спасская башня», состоялся фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку», гастролировали лауреаты Международного конкурса Чайковского — всё это тоже происходило в рамках национального проекта «Культура».
А. Ноздреватых: Нынешняя ситуация не может не отражаться на ходе реализации нацпроекта. Какие изменения происходят или планируются?
О. Ярилова: Конечно, сегодняшняя ситуация повлияла на реализацию нацпроекта «Культура». Думаю, что вы прекрасно знаете и видите: все наши учреждения ушли в онлайн. Но даже в этих обстоятельствах мы очень трепетно следим за всеми показателями. У нас был сделан очень неплохой задел в прошлом году, мы очень хорошо стартовали. Когда подводились итоги, национальный проект «Культура» был признан одним из самых эффективных.
На сегодняшний день мы объявили все конкурсные процедуры в рамках нацпроекта. Мы завершаем заключение контрактов. На семидесяти процентах объектов капитального строительства и ремонта уже идут работы. Активно работают центры подготовки и повышения квалификации кадров в сфере культуры. И, конечно, сегодня мы рекомендуем им проводить эти курсы в режиме онлайн, благо, в прошлом году, создавая такие центры, мы предусмотрели всё необходимое для этого оборудование. В регионы уже поступают первые музыкальные инструменты. Это и Кемеровская область, и Алтайский край. Первый автоклуб в этом году уже приехал в Калужскую область. Сейчас эти учреждения на колёсах популярны в наших субъектах и очень помогают в сложившейся ситуации.
Одним словом, мы работаем, регионы работают. Мы в еженедельном режиме проводим ВКС-совещания с ними, что называется, сверяем часы. И на сегодняшний день, контролируя и анализируя показатели национального проекта, мы не вносим в них изменения. Но, безусловно, мы будем следить за развитием ситуации и, если будет нужно, скорректируем показатели этого года.
А. Ноздреватых: У вас недавно была видеоконференция с главами региональных органов управления культуры Дальнего Востока и Сибири, где вы говорили о том, что сейчас необходимо готовиться к проведению максимального количества концертов и фестивалей в режиме онлайн. Но понятно, что это требует хорошей звуковой и видеоаппаратуры, которая стоит дорого. Готово ли Министерство культуры помогать в приобретении этого оборудования?
О. Ярилова: Сегодня наши театры и концертные организации в целом оказались готовы к тому, чтобы транслировать свои мероприятия. Сейчас мы в первую очередь говорим не об онлайн-трансляциях, а о том, что театры и музыкальные коллективы открывают и предоставляют нашим зрителям свои запасники — то, что уже было оцифровано раньше. Оборудование сегодня есть. И, безусловно, мы поддерживаем наши учреждения и, если они обращаются, готовы им помогать.
Вы, наверное, знаете, что мы создали у себя всероссийскую афишу онлайн-мероприятий. И сегодня в ней тысячи событий, которые проходят ежедневно. Это и концерты, и спектакли, и библиотечные мероприятия, и путешествия по нашим музеям. Миллионы просмотров — рекордное число по сравнению с обыкновенными периодами прошлого года. Глубина просмотров нашей всероссийской афиши увеличилась на двадцать — двадцать пять процентов. Программа онлайн-трансляций выросла в семнадцать раз. Огромное количество запросов поступает из наших регионов. И ведь это тоже немаловажно, потому что регионы сегодня имеют уникальную возможность показать то, что они могут и делают, большому-большому количеству зрителей.
А. Ноздреватых: А у нас, живущих в Москве или в Петербурге, избалованных и музеями, и концертами, появилась возможность увидеть, а что же творится в Новосибирске, в Екатеринбурге, в Перми. И оказалось, что там чрезвычайно высокий уровень культуры. За последнее время я увидел великолепные музыкальные коллективы и понял, что у пандемии есть и хорошая сторона.
О. Ярилова: Совершенно верно. И, может быть, люди, увидев спектакли в Новосибирске или в Екатеринбурге, будут стремиться попасть не только в Большой театр или в Мариинку (они, безусловно, несравненны и в них надо побывать хотя бы один раз в своей жизни), но и в театры наших регионов.
А. Ноздреватых: У меня возникло именно такое желание — побывать в разных городах, вживую услышать там концерты. Но у онлайн-формата, на мой взгляд, есть ещё один аспект. В последнее время у меня появилось ощущение, что началась пандемия производства домашних видеороликов. Я привык видеть музыканта на сцене, во фраке, в бабочке, но не привык его видеть на кухне и зачастую играющим под фонограмму. Такие ролики в большом количестве выпускают крупные западные коллективы. Смотрится, конечно, очень печально. Как вы относитесь к этому явлению — пандемии кухонного музицирования в интернете?
О. Ярилова: Наверное, вы согласитесь с тем, что сейчас это больше вынужденная мера. И я абсолютно уверена, что, когда учреждения культуры заработают в привычном ритме, спрос на высококачественный культурный онлайн-контент останется, но уйдёт всё то, о чём вы сейчас говорили. Ведь зачастую нам не хватало времени на то, чтобы пополнять коллекцию своих спектаклей и концертов в высоком качестве. А сложившаяся ситуация — это вызов культурному пространству страны, вызов для всех нас. Но этот вызов открывает и новые возможности. И мы с вами, ценители искусства, можем воспитывать вкус у наших слушателей и рассказывать о том, что хорошо, а что плохо.
Источник информации официальный сайт Министерства культуры РФ 

Источник: http://www.yarregion.ru/depts/dcul/tmpPages/news.aspx?newsID=2165


Культура онлайн