07.04.2020

​Ольга Любимова: карантин подтолкнул культуру перейти на цифру​

Министерство культуры России на фоне сложной эпидемиологической ситуации в стране закрыло для посетителей подведомственные учреждения. В интервью РИА Новости глава ведомства Ольга Любимова рассказала, планирует ли министерство поддержать отрасль после нанесенного коронавирусом ущерба, какой опыт учреждения культуры вынесут из всей ситуации и не утратят ли россияне интерес к искусству.   — Ольга Борисовна, на недавней встрече с президентом вами был озвучен ряд мер, которые помогут учреждениям культуры преодолеть этот сложный период. Но механизмы господдержки будут еще дорабатываться? — Конечно, Минкультуры занимается проработкой данных вопросов. Расходы на текущую деятельность учреждений культуры частично покрываются из внебюджетных источников. Как правило, за счет билетов. Именно поэтому основная задача сейчас — помочь этим организациям покрыть обязательные расходы, в числе которых зарплаты, коммунальные платежи, безопасность и налоги. Мы структурировали потребности наших учреждений и сейчас прорабатываем этот вопрос в правительстве. Очевидно, что в полном объеме показатели государственного задания выполнены не будут, потому что ключевые показатели эффективности в нашей сфере в большинстве своем основываются на посещении. Минкультуры разработало механизм, позволяющий не уменьшать объем финансирования при уменьшении показателей госзадания. Такое решение на федеральном уровне позволит регионам принимать соответствующие нормативные акты. И очень важно, что предлагаемые нами меры проработаны совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и всецело поддержаны председателем правительства РФ Михаилом Мишустиным. Кроме того, мы проводим ежедневный мониторинг ситуации с выплатой заработных плат в региональных и муниципальных учреждениях культуры. На текущий момент все субъекты имеют возможность в полной мере выполнить обязательства перед работниками за счет перераспределения средств, которые освобождаются от вынужденной отмены или переноса массовых мероприятий.   — У многих появилось опасение, что после открытия зрители могут потерять интерес к культурной составляющей, что придется снова бороться за своего зрителя. А вы как считаете, стоит ли бояться подобного, например, театрам? — Министерство постоянно ведет диалог с представителями профессионального сообщества. Сегодня у театров появилось свободное время, которое можно и нужно уделить вопросам репертуарной политики, подумать, чем привлечь публику. Организовать онлайн-работу. И мы об этом говорим. Очевидно, что большое количество просмотров собирают интернет-трансляции. Идея онлайн-мероприятий как раз и затевалась для того, чтоб у людей оставалась потребность в театральных постановках, сохранялся интерес к сценическому искусству. Виртуальные экскурсии, выставки, театральные постановки и концерты – это прекрасное дополнение к традиционной культурной жизни. И нет никаких сомнений, что после открытия театров зрители туда вернутся.   — Ситуация с гастролями коллективов в рамках "Русских сезонов" разрешилась нормально? — Мы наблюдаем существенные ограничения и карантинные меры по всему миру. Культура не может остаться в стороне от происходящих процессов. "Русские сезоны" в этом году должны проходить во Франции, Бельгии и Люксембурге. Организаторы перенесли мероприятия с марта, апреля и мая 2020 года на более поздний срок, но не остановились на этом. Чтобы обеспечить доступ к культурному контенту из России, для зарубежного зрителя был запущен онлайн-сервис Stay home with Russian Seasons на официальном сайте. Инициативу уже поддержали ведущие российские культурные площадки и коллективы – участники "Русских сезонов": Мариинский театр, Всероссийский юношеский симфонический оркестр под управлением Юрия Башмета, Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, Александринский театр, Большой симфонический оркестр им. Чайковского, проект "Кинопоэзия" заслуженного артиста РФ, актера МХТ им. Чехова Анатолия Белого, Московский Синодальный хор, Национальный филармонический оркестр России, продюсерская компания "Илья Авербух", Санкт-Петербургский государственный театр "Мюзик-Холл", музыкальный театр "Геликон-опера" и другие.   — Сейчас некоторые продюсеры и режиссеры принимают решение показывать премьеры в онлайн-пространстве. На ваш взгляд, за этим будущее? — Вы знаете, это очень интересно. Продюсеры живо реагируют на те условия, в которых оказались наши зрители. Конечно, здорово, что сейчас в онлайне будет возможность порадовать зрителя настоящей премьерой. Есть определенный тип фильмов, которые, думаю, будут пользоваться большим вниманием именно на интернет-платформах. Но, конечно, большинство проектов, созданных при поддержке Фонда кино, будут ждать кинотеатрального проката.   — Вы поручили разработать электронный стандарт подачи заявок на получение господдержки. На какой стадии проработка данного вопроса? Как вы считаете, данная мера будет применяться и в будущем? — Сейчас это крайняя мера. И подготовку нужно организовать в кратчайшие сроки. Но, разумеется, в дальнейшем мы будем использовать эту разработку. Этого давно ждали все кинокомпании. Возможно, в этом году еще будут сложности и у нас, и у продюсеров. Но мы все готовы, главное — начать. И потом уже доработать систему, обсудить с отраслью все плюсы и минусы этого года.   — Министерство так же сообщило о готовности перенести сроки производства фильмов. Это же будет одноразовая акция, вызванная сложившейся ситуацией, а не общепринятая практика? — Мы понимаем, что наши соглашения должны быть скорректированы, что это форс-мажор. И сроки нужно переносить. Очень важно избежать дополнительной нагрузки на кинокомпании в виде штрафов, поэтому в данный момент каждый продюсер может отправить в Фонд кино и департамент кинематографии обновленный календарно-постановочный план. Сделать это можно будет сейчас и только один раз.   — На ваш взгляд, какой опыт можно будет извлечь из данной ситуации учреждениям культуры? — В первую очередь — переход на цифру. Для нас это очень важный момент. Нужно будет максимально уйти в онлайн по всем конкурсным процедурам, по выдаче прокатных удостоверений. Это достаточно серьезный путь. Но все ждут от нас этих изменений. И второе – это создание невероятного по своему объему электронного архива: новые виртуальные экскурсии, онлайн-записи концертов, семинаров, мастер-классов. Многое уже сделано в рамках нацпроекта "Культура". И эту работу также необходимо продолжить.   Источник: новости Министерства культуры РФ https://www.mkrf.ru/press/news/olga_lyubimova_karantin_podtolknul_kulturu_pereyti_na_tsifru/

Источник:


Культура онлайн