02.12.2020

Валентин Серов. Теперь и в Ярославле.

Валентин Серов. Теперь и в Ярославле.Валентин Серов. Теперь и в Ярославле.

3 декабря в Ярославском художественном музее открылась выставка произведений русского живописца и графика, мастера портрета, академика Императорской Академии художеств Валентина Серова.

Выставка представляет произведения Валентина Серова из собрания Государственного Русского музея, отражающие творческие поиски художника за 30 лет. 

Графические портреты Саввы Мамонтова, Валентины Серовой (матери художника), Льва Бакста, Ильи Репина, Анны Бенуа (жены Александра Бенуа), представленные на выставке, в полной мере демонстрируют умение Серова передать суть личности несколькими движениями кисти, пера, карандаша. 

Изысканностью линий и цветовых сочетаний, тонко переданным состоянием аристократической сдержанности поражает парадный портрет графини Варвары Мусиной-Пушкиной (1895). Глядя на эту работу, нетрудно понять, почему портретироваться у Серова было модно и престижно. Вместе с тем – опасно. Его портреты «срывали маски» и «вершили суд» над современниками. Достаточно вспомнить историю портрета графини Орловой (1911), который произвел на публику сильное и неоднозначное впечатление: утонченно исполненный, он не лишен иронии и даже насмешки. На выставке можно увидеть эскиз одного из несомненных шедевров Серова.

Особое место в творчестве Валентина Серова занимает детский портрет: детей он писал вдохновенно, с особенной теплотой. Это было для художника своего рода отдохновением, прикосновением к юному, «отрадному» миру. Таков портреты Аделаиды Симонович (1880) – кузины художника и, исполненные для картины «Александр III с семьей», портреты великой княжны Ольги Александровны и великого князя Михаила Александровича (1893). 

Творческие поиски Серова выходили далеко за рамки портретного жанра. «Я ведь все-таки немного и пейзажист», – говорил он. К изображению природы художник обращался исключительно по зову сердца, там, где ему было хорошо. Неслучайно лучшие работы в этом жанре были созданы в усадьбе Домотканово – тверском имении друзей. Работы «Старая баня в Домотканово» (1888), «Баба в телеге» (1896) передают своеобразную прелесть русской природы, они искренни и лиричны. 

Эстетика модерна нашла свое отражение на выставке в театральных работах и произведениях, вдохновленных античностью. Среди них первый эскиз занавеса для балета «Шехеразада», который автор стремился уподобить благородной персидской фреске, «Одиссей и Навзикая» (1910) и «Похищение Европы» (Эскиз. 1910).

Виртуозное мастерство Серова-рисовальщика и незаурядный талант анималиста в полной мере раскрылись в цикле работ, посвященных басням И.А. Крылова. Серов с удовольствием включал животных в свои произведения, уделяя им не меньше внимания, чем прочим героям.

Отдельный раздел экспозиции занимает видеоарт. Он посвящен судьбе собаки по кличке Гюгюс, владельцем которой был князь Феликс Юсупов. Его портрет Валентин Серов создал в 1903, и небольшого пса считал своей лучшей моделью. Взяв за основу рисунок к работе, который хранится в собрании Ярославского художественного музея, а также личные дневники Юсупова, современный художник Александр Красулин представляет многометровую проекцию. 

- Видеоарт для выставки Серова – это возможность поработать с классической формой, привнося в неё современную интерпретацию. Это игра со зрителем, которая, надеюсь, дополнит экспозицию новыми эмоциями, – рассказывает автор.

Выставка продлится до 9 марта.


Культура онлайн