4 июня исполнилось 115 лет со дня рождения сотрудника Ярославской художественной галереи и Музея искусств Александры Алексеевны Алехиной (1905-1984). Музейщик, педагог, краевед, искусствовед - исследователь… Личность Алехиной привлекает искренностью, целеустремленностью, колоссальным трудолюбием. Она - женщина советской эпохи. Вся ее жизнь, все ее поступки определялись и были соразмерны времени, в котором она жила.
Александра Алексеевна родилась в селе Песчанки Саратовской губернии 22 мая 1905 г. в семье мелких торговцев из крестьян. После окончания гимназии города Балашова, в 1924 г. уехала в Ленинград, где посещала художественную студию, а затем высшие курсы искусствознания. В 1929 г. слушателей курсов перевели на филологический факультет Ленинградского университета. В 1930 г. факультет выделился в самостоятельный историко-лингвистический институт, музейно-краеведческое отделение которого Алехина закончила в 1932 г. В этом же году она была направлена на практику в Ярославский краеведческий музей, а по окончании учебы вернулась туда в качестве сотрудника музейной художественной галереи.
Молодому дипломированному специалисту доверили сложнейший участок работы - строительство экспозиции в здании Митрополичьих палат, только что отреставрированном и приспособленном под музей.
В 1935 г. галерея становится самостоятельным отделом музея, а Алехина назначается его заведующей. Экспозиция русского и современного советского искусства, стала первой самостоятельной работой Алехиной и первым вкладом ее в музейное дело. Работа над экспозицией занимала почти все рабочее время: нужно было обустроить 9 залов. В 1934 г. Алехина приходит к мысли о необходимости введения в экспозицию произведений древнерусского искусства. В планах по научно-исследовательской работе на 1935 год намечалось произвести разбор фондов древне-русского искусства, подготовить к открытию Николо-Надеинскую церковь.
В 1935 году в своем выступлении по радио Александра Алёхина обещает ярославцам: «В ноябре месяце, к Октябрьским дням, в первом этаже Художественной галереи в четырёх комнатах развертывается выставка древнерусского искусства с XIII по XVII век. Иконы, исключительные по своему техническому качеству дадут посетителю представление о характере того искусства идеалистического, отвлеченно-символического и религиозного по своему содержанию. На имеющемся материале возможен будет показ пути постепенно продолжавшегося веками разложения старого монументального стиля, отвлеченно-символического искусства, внедрением элементов точного воспроизведения действительности, к созданию в 17 веке самостоятельного светского искусства». Довольно мудрая, сообразно времени, характеристика значения древнерусского искусства. Для того времени, времени воинствующих безбожников решение о показе икон, пусть даже и в качестве музейного экспоната, было довольно смелым шагом…
Идея Алехиной об экспонировании икон в выставочном варианте переросла впоследствии в убеждение включить раздел древнерусского искусства в постоянную экспозицию, о чем она пишет сначала в перспективном плане работы музея, а затем в темплане новой экспозиции 1939 года.
В 1937 г. художественная галерея была преобразована в самостоятельный музей искусств. Основная работа и ответственность лежала на единственном музейном специалисте-искусствоведе А. А. Алехиной. Все направления работы вновь образованного музея нужно было поддерживать и развивать: пополнять коллекцию, следить за сохранностью экспонатов и в музейных залах и в запасниках, где температура, бывало, держалась на уровне нулевой. Экспозиционных площадей не хватало, здание было мало приспособлено под музей. В это время Алехина выступает с инициативой построения специального здания для музея, в котором бы были включены кроме основных отделов, выставочные павильоны, библиотека, реставрационные мастерские, мастерские художников, детская и взрослая художественные студии. Идея, не в первый (и не последний) раз возродившаяся у музейщиков тихо угасла, не найдя ни материальной поддержки, ни просто душевного понимания властей…
Музей искусств являлся в это время культурным центром города. Здесь проходили вечера-обсуждения выставок, на которые приглашались ярославские художники, студенты и преподаватели художественного училища, художники-москвичи ( Г.Г. Нисский, Д.Ф. Богородский, М.В. Гуревич), организовывались выставки Союза художников, на которых дежурили и художники и сотрудники музея: водили экскурсии, отвечали на вопросы посетителей…
За всю работу Алехина бралась с энтузиазмом. Ставя перед собой все новые и новые планы, стремилась доводить их до конца. В 1938 г. при музее искусств был создан музей Федора Волкова, основателя первого провинциального театра России, куда вошли произведения местных художников. В этом же году он был передан Волковскому театру к юбилейной дате. В 1939 г при музее искусств был организован музей архитектуры в церкви Николы Надеина, там экспонировались выставка советского строительства Ярославля в планах и макетах, выставка древнерусской деревянной резьбы. Архитектурный отдел музея планировалось развивать и дальше. Работу в музее А.А. Алехина совмещала с не менее трудоемкой и ответственной работой в местном Союзе художников, членом которого стала в 1936 г. С 1937 г. параллельно с работой в музее Алехина преподает историю искусств в Ярославском художественном училище.
Выполняя распоряжение отдела искусств Ярославского облисполкома, в поданной на имя начальника отдела докладной записке, Алехина излагает основные направления перспективного развития областного музея искусств. И наряду с вопросами совершенствования экспозиции, пополнения музейной коллекции лучшими произведениями советских художников, она смело поднимает и вопрос о кадрах и, в частности, о директорах-непрофессионалах, на обучение которых загублены огромные средства музея.
«Нам надо расти за счет специалистов. Практика показала, что люди не имеющие соответствующего культурного развития – пустое место для музея. Пользы от них нет. ...Не увеличивая число штатных единиц можно было бы выйти из положения или директором поставить специалиста нашего дела… Считаю, что в период, когда мы должны широко развернуть работу (научно-исследовательскую, экспозиционную, политпросветительскую), заниматься выращиванием кадров из малокультурных, малоразвитых людей не целесообразно, а в некоторых случаях бесполезно. В этом году мы все командировочные средства истратили на учение директора, а в результате реальной помощи от директора нет…»
В годы Великой отечественной войны, Александра Алехина - ответственная за эвакуацию, размещение на новом месте, а затем реэвакуацию фондов музея искусств. В 1942 г. Алехину назначают исполняющей обязанности директора художественного училища вместо ушедшего на фронт И.И. Андреева.
Ученики, рассказывая о том нелегком времени, с благодарностью вспоминают о ней. В 1943 г. поступил в училище Анатолий Акилов, придя с фронта после тяжелого ранения. В своих воспоминаниях он в частности пишет: "В конце марта директор училища Алехина повела нас в знакомый мне художественный музей. Погода была самая противная: дул пронизывающий ветер, недавно выпавший снег смешался с водой, превратился в мерзкий кисель. Александра Алексеевна мужественно шагала впереди, черные мужские полуботинки были полны воды. Я думал: “Как можно не чувствовать этого холода! Мы-то солдаты, а каково ей!”
Твердым голосом она говорила: "Смотрите всегда вперед! Уже сейчас восстанавливаются города, разрушенные фашистами, а потом, после войны, будет огромная стройка. Вам придется украшать вновь построенные города, воспитывать людей. Пусть мир прекрасного будет доступен каждому советскому человеку." Эти слова помогли мне как-то по-новому осмыслить мою учебу. Значит я не просто приобрету профессию, ... а буду даже необходим людям".
В 1945 году здание Митрополичьих палат было возвращено музею искусств. После капитального ремонта, потребовавшего не только огромных материальных вложений, но и душевных сил сотрудников и в первую очередь Алехиной, началось восстановление экспозиции. Но прежде надо было привести в надлежащий вид прибывшие из эвакуации произведения. При помощи реставраторов Третьяковской галереи сняли с рулонов и вновь натянули на подрамники крупные картины, произвели разбор фондов древнерусской живописи.
Еще в 1930-е годы Алехина начинает сбор материала по истории Союза художников Ярославля. Эта работа станет впоследствии главным делом и одним из основных достижений ее жизни. Рукописи ее статей, переписка, выписки из архивных документов о творчестве ярославских художников, о жизни Ярославского Союза, хранятся в научном архиве Ярославского художественного музея и являются ценным источником в исследовании художественной жизни Ярославля. Много интересных фактов о деятельности А.А. Алехиной можно найти в документах, опубликованных в сборнике «Ярославский художественный музей. 1919-1969» М.,2013.
Ирина Котова, старший научный сотрудник ЯХМ, хранитель научного архива
Источник: https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=2748045291974323&id=100003066375023