04.06.2020

4 июня исполнилось 115 лет со дня рождения Александры Алёхиной, искусствоведа, педагога, музейного работника

4 июня исполнилось 115 лет со дня рождения Александры Алёхиной, искусствоведа, педагога, музейного работника4 июня исполнилось 115 лет со дня рождения Александры Алёхиной, искусствоведа, педагога, музейного работника4 июня исполнилось 115 лет со дня рождения Александры Алёхиной, искусствоведа, педагога, музейного работника

4 июня  исполнилось  115 лет со дня рождения сотрудника Ярославской художественной галереи и Музея искусств Александры Алексеевны Алехиной (1905-1984). Музейщик, педагог, краевед, искусствовед - исследователь… Личность Алехиной привлекает искренностью, целеустремленностью, колоссальным трудолюбием. Она - женщина советской эпохи. Вся ее жизнь, все ее поступки определялись и были соразмерны времени, в котором она жила.

Александра Алексеевна родилась в селе Песчанки Саратовской губернии 22 мая 1905 г. в семье мелких торговцев из крестьян. После окончания гимназии города Балашова, в 1924 г. уехала в Ленинград, где посещала художественную студию, а затем высшие курсы искусствознания. В 1929 г. слушателей курсов перевели на филологический факультет Ленинградского университета. В 1930 г. факультет выделился в самостоятельный историко-лингвистический институт, музейно-краеведческое отделение которого Алехина закончила в 1932 г. В этом же году она была направлена на практику в Ярославский краеведческий музей, а по окончании учебы вернулась туда в качестве сотрудника музейной художественной галереи.

Молодому дипломированному специалисту доверили сложнейший участок работы - строительство экспозиции в здании Митрополичьих палат, только что отреставрированном и приспособленном под музей.

В 1935 г. галерея становится самостоятельным отделом музея, а Алехина назначается его заведующей. Экспозиция русского и современного советского искусства, стала первой самостоятельной работой Алехиной и первым вкладом ее в музейное дело. Работа над экспозицией занимала почти все рабочее время: нужно было обустроить 9 залов. В 1934 г. Алехина приходит к мысли о необходимости введения в экспозицию произведений древнерусского искусства. В планах по научно-исследовательской работе на 1935 год намечалось произвести разбор фондов древне-русского искусства, подготовить к открытию Николо-Надеинскую церковь. 

В  1935 году в  своем  выступлении  по  радио Александра Алёхина обещает ярославцам: «В  ноябре  месяце, к  Октябрьским  дням, в  первом  этаже  Художественной  галереи в четырёх комнатах  развертывается  выставка  древнерусского  искусства  с  XIII  по XVII век.  Иконы,  исключительные  по  своему  техническому  качеству  дадут  посетителю  представление  о  характере  того  искусства  идеалистического,  отвлеченно-символического  и  религиозного  по  своему  содержанию.  На  имеющемся  материале  возможен  будет  показ  пути  постепенно  продолжавшегося  веками  разложения  старого  монументального  стиля,  отвлеченно-символического искусства, внедрением  элементов  точного  воспроизведения  действительности,  к  созданию  в  17 веке  самостоятельного  светского  искусства».  Довольно    мудрая, сообразно  времени,  характеристика  значения  древнерусского  искусства.  Для  того  времени,  времени  воинствующих  безбожников  решение  о  показе  икон,  пусть  даже  и  в качестве  музейного  экспоната,  было  довольно  смелым  шагом… 

Идея Алехиной об экспонировании икон в выставочном варианте переросла впоследствии в убеждение включить раздел древнерусского искусства в постоянную экспозицию, о чем она пишет сначала в перспективном плане работы музея, а затем в темплане новой экспозиции 1939 года.

В 1937 г. художественная галерея была преобразована в самостоятельный музей искусств. Основная работа и ответственность лежала на единственном музейном специалисте-искусствоведе А. А. Алехиной. Все направления работы вновь образованного музея нужно было поддерживать и развивать: пополнять коллекцию, следить за сохранностью экспонатов и в музейных залах и в запасниках, где температура, бывало, держалась на уровне нулевой. Экспозиционных площадей не хватало, здание было мало приспособлено под музей. В это время Алехина выступает с инициативой построения специального здания для музея, в котором бы были включены кроме основных отделов, выставочные павильоны, библиотека, реставрационные мастерские, мастерские художников, детская и взрослая художественные студии. Идея, не в первый (и не последний) раз возродившаяся у музейщиков тихо угасла, не найдя ни материальной поддержки, ни просто душевного понимания властей…

Музей искусств являлся в это время культурным центром города. Здесь проходили вечера-обсуждения выставок, на которые приглашались ярославские художники, студенты и преподаватели художественного училища, художники-москвичи ( Г.Г. Нисский, Д.Ф. Богородский, М.В. Гуревич), организовывались выставки Союза художников, на которых дежурили и художники и сотрудники музея: водили экскурсии, отвечали на вопросы посетителей…

За всю работу Алехина бралась с энтузиазмом. Ставя перед собой все новые и новые планы, стремилась доводить их до конца. В 1938 г. при музее искусств был создан музей Федора Волкова, основателя первого провинциального театра России, куда вошли произведения местных художников. В этом же году он был передан Волковскому театру к юбилейной дате. В 1939 г при музее искусств был организован музей архитектуры в церкви Николы Надеина, там экспонировались выставка советского строительства Ярославля в планах и макетах, выставка древнерусской деревянной резьбы. Архитектурный отдел музея планировалось развивать и дальше. Работу в музее А.А. Алехина совмещала с не менее трудоемкой и ответственной работой в местном Союзе художников, членом которого стала в 1936 г. С 1937 г. параллельно с работой в музее Алехина преподает историю искусств в Ярославском художественном училище.

Выполняя распоряжение отдела искусств Ярославского облисполкома, в поданной на имя начальника отдела докладной записке, Алехина излагает основные направления перспективного развития областного музея искусств. И наряду с вопросами совершенствования экспозиции, пополнения музейной коллекции лучшими произведениями советских художников, она смело поднимает и вопрос о кадрах и, в частности, о директорах-непрофессионалах, на обучение которых загублены огромные средства музея.

«Нам  надо  расти  за  счет  специалистов.  Практика  показала,  что  люди  не  имеющие  соответствующего  культурного  развития – пустое  место  для  музея.  Пользы  от  них  нет. ...Не  увеличивая  число  штатных  единиц  можно  было  бы  выйти  из  положения  или  директором  поставить  специалиста  нашего  дела…  Считаю,  что  в  период,  когда  мы  должны  широко  развернуть  работу (научно-исследовательскую,  экспозиционную,  политпросветительскую),  заниматься  выращиванием  кадров  из  малокультурных,  малоразвитых  людей  не  целесообразно,  а  в  некоторых  случаях  бесполезно.  В  этом  году  мы  все   командировочные  средства  истратили  на  учение  директора,  а  в  результате  реальной  помощи  от  директора  нет…»

В годы Великой отечественной войны, Александра Алехина - ответственная за эвакуацию, размещение на новом месте, а затем реэвакуацию фондов музея искусств. В 1942 г. Алехину назначают исполняющей обязанности директора художественного училища вместо ушедшего на фронт И.И. Андреева. 

Ученики,  рассказывая  о  том  нелегком  времени,  с  благодарностью  вспоминают  о  ней.     В  1943  г.  поступил  в  училище  Анатолий  Акилов,  придя  с  фронта  после  тяжелого  ранения.  В  своих  воспоминаниях  он  в  частности   пишет:  "В  конце  марта директор  училища  Алехина  повела  нас  в  знакомый  мне  художественный  музей.  Погода  была  самая  противная:  дул  пронизывающий  ветер,  недавно  выпавший  снег  смешался  с  водой,  превратился  в  мерзкий  кисель.  Александра  Алексеевна  мужественно  шагала  впереди,  черные  мужские  полуботинки  были  полны  воды.  Я  думал:  “Как  можно  не  чувствовать  этого  холода!  Мы-то  солдаты,  а  каково  ей!”

Твердым  голосом  она  говорила: "Смотрите  всегда  вперед!  Уже  сейчас  восстанавливаются  города,  разрушенные  фашистами,  а  потом,  после  войны,  будет  огромная  стройка.  Вам  придется  украшать  вновь  построенные  города,  воспитывать  людей.  Пусть  мир  прекрасного  будет  доступен  каждому  советскому  человеку."  Эти  слова  помогли  мне  как-то  по-новому  осмыслить  мою  учебу.  Значит  я  не  просто  приобрету  профессию, ... а  буду  даже  необходим  людям".

В 1945 году здание Митрополичьих палат было возвращено музею искусств. После капитального ремонта, потребовавшего не только огромных материальных вложений, но и душевных сил сотрудников и в первую очередь Алехиной, началось восстановление экспозиции. Но прежде надо было привести в надлежащий вид прибывшие из эвакуации произведения. При помощи реставраторов Третьяковской галереи сняли с рулонов и вновь натянули на подрамники крупные картины, произвели разбор фондов древнерусской живописи.

Еще в 1930-е годы Алехина начинает сбор материала по истории Союза художников Ярославля. Эта работа станет впоследствии главным делом и одним из основных достижений ее жизни. Рукописи ее статей, переписка, выписки из архивных документов о творчестве ярославских художников, о жизни Ярославского Союза, хранятся в научном архиве Ярославского художественного музея и являются ценным источником в исследовании художественной жизни Ярославля. Много интересных фактов о деятельности А.А. Алехиной можно найти в документах, опубликованных в сборнике «Ярославский художественный музей. 1919-1969» М.,2013.

  Ирина Котова, старший научный сотрудник ЯХМ, хранитель научного архива


Источник:


Культура онлайн