18.08.2023

Третьяковская галерея и Ярославский художественный музей представляют выставку Игоря Грабаря

Третьяковская галерея и Ярославский художественный музей представляют выставку Игоря Грабаря

​Государственная Третьяковская галерея и Ярославский художественный музей представляют выставку Игоря Грабаря. Художник, историк искусства, исследователь иконописи, педагог, организатор отече­ственного музейного дела и реставрации памятников старины – его многогранный талант проявлялся во всем. Но именно живопись Грабарь называл «главной страстью» своей жизни.

В среде поклонников русского искусства Игорь Эммануилович ярко заявил о себе в 1901 году, когда показал свои пейзажи на выставке объединения «Мир искусства». Эти работы произвели сенсацию среди зрителей необычной манерой исполнения и принесли художнику известность.   

В 1900-х годах Игорь Грабарь подолгу жил и работал в имении своего друга, промышленника и живописца Николая Мещерина Дугино. Там были созданы работы, за которые современники называли Грабаря «художником русской зимы». К «дугинскому» периоду в первом разделе выставки относятся работы «Белая зима. Грачиные гнезда», «Угасающий день», «Ямщик», «Иней» и «Сирень и незабудки».   В 1920–1930-е годы Грабарь неоднократно приезжал в Ярославль как директор Центральных Государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ) в Москве. Он курировал созданный в 1918 году в Ярославле филиал ЦГРМ.

Собрание иконописи Ярославского отделения Центральных реставрационных мастерских в 1930 году вошло в состав коллекции Ярославского художественного музея.   Во время посещения Ярославля в 1935 году И.Э. Грабарь оставил запись в книге отзывов музея: «Я с тем большим удовлетворением пробыл час в Ярославской картинной галерее, что в свое время к ее созданию изрядно приложил свою руку». Иконы из собрания Ярославского отделения ЦГРМ представляют второй раздел выставки.   

Занимаясь организационной, руководящей, исследовательской работой, Игорь Эммануилович Грабарь никогда надолго не оставлял занятия живописью. Пейзажи и натюрморты 1920–1950-х годов показывают эволюцию авторской манеры художника: его привлекает создание обобщенного образа, передача лирического восприятия изображенного. Продолжил И.Э. Грабарь и работу над своим излюбленным мотивом – изображением инея. По словам художника, работа «над инеем» будила в нем «живописный задор». В «Автомонографии» Грабарь писал: «Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как иней в солнечный день, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок». С 1930-х годов Игорь Эммануилович Грабарь начал чаще работать как портретист. Моделями часто становились близкие ему по духу люди: деятели культуры, друзья, родственники. Портреты членов семьи художника, написанные в 1930-е годы, вошли в экспозицию.   

Подлинным украшением выставки стал знаменитый «Автопортрет с палитрой (в белом халате)» (1934–1935). Эта работа отражает представление И.Э. Грабаря о своем предназначении в жизни – самоотверженное служение искусству. В воспоминаниях Игорь Эммануилович написал: «Утро люблю больше вечера и обожаю солнце. Может быть, оттого мне всегда было органически противно всякое кривляние в искусстве, все противоестественное, деланное, может быть, поэтому я люблю только радостное, радужное и ясное, светлое…». Эти слова можно считать девизом жизни незаурядного мастера, подвижника, труженика Игоря Эммануиловича Грабаря. ​ 

Источник:


Культура онлайн