07.06.2023

8 июня в Ярославском музее-заповеднике откроется выставка «Гений в юбке и её эпоха»

8 июня  в Ярославском музее-заповеднике откроется выставка «Гений в юбке и её эпоха»

«У выставочного проекта «Гений в юбке и её эпоха» счастливая судьба. Экспозиция «нашумела» в год юбилея (2021) в павильоне «Рабочий и колхозница». Затем переехала на родину Надежды Ламановой в Нижний Новгород. И вот прекрасный случай – звонок из столицы Золотого кольца Ярославля! Выставка будет открыта с 8 июня по 24 сентября в «Ярославском Государственном историко-архитектурном музее-заповеднике, в выставочных залах Семинарского корпуса всё лето. Любой турист, совершивший экскурсии по Золотому кольцу, сможет познакомиться с гением русской моды. Это ли не подарок нашим женщинам?», – комментирует Наталия Козлова, куратор выставки.

Выставка «Гений в юбке и её эпоха» рассказывает о судьбе и творчестве всемирно известного великого русского модельера и художника театрального костюма Надежды Петровны Ламановой (1861–1941). Проект создан благодаря Фонду президентских грантов и Культурно-просветительскому фонду «Магия моды». В нашей стране гениев-женщин – единицы. Надежда Ламанова – одна из них. Её доведённые до совершенства театральные и бытовые костюмы носили лучшие представительницы русской элиты, внёсшие большой культурный вклад в историю России.

Надежда Ламанова стала главной героиней и законодательницей русской и европейской моды сложного, переломного времени – рубежа XIX–XX веков. С 1901 года несколько десятилетий она работала с Константином Станиславским, который называл её «Шаляпиным в своём деле». В 1904 году Ламанова получила высшее звание «Поставщик Двора Ея Императорского Величества». Возглавляемый ею Модный дом Ламановой имел своё представительство в Париже. Её друзьями были французский гений моды Поль Пуаре, художник Валентин Серов, писатель Максим Горький, первый нарком просвещения РСФСР Анатолий Луначарский. В кино с Ламановой работали великие режиссёры Яков Протазанов и Сергей Эйзенштейн. Сонм русских княжон, великих актрис, меценатов, писателей, художников, режиссеров окружал её, как ореол величия.

После революции 1917 года 56-летняя Надежда Петровна, лишённая дела всей своей жизни, осталась в разрушенной стране. «Революция изменила моё имущественное положение, но она не изменила моих жизненных идей», – писала она. Ламанова продолжила творить, создавать наряды в новом стиле конструктивизма, щедро украшая платья народной вышивкой.

1925 год стал триумфальным для Ламановой и её подруг Веры Мухиной, Евгении Прибыльской, Надежды Макаровой. На Всемирной выставке Art Deco в Париже их наградили самым почётным призом – гран-при с формулировкой «За национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением». Платья Ламановой и её соратниц произвели фурор, а стиль «а-ля рюс» стал чрезвычайно моден в Европе.

В 1928 году Надежда Ламанова создала гениальную теорию промышленного моделирования, которая стала подлинным переворотом в искусстве костюма. Клиентками модельера были звёзды советского кинематографа, театра и балета, жёны высших партийных руководителей.

В экспозиции выставки «Гений в юбке и её эпоха» представлены предметы из частных коллекций, из Музея Малого театра, предметы из Ярославского музея-заповедника, а также точные реконструкции работ Надежды Ламановой, созданные почитателями таланта высочайшего мастера мира моды.

Куратор выставки «Гений в юбке и её эпоха» – Наталия Козлова, президент Культурно-просветительского фонда «Магия моды».


Культура онлайн