Явление «именного» театрального фестиваля, то есть события, концепцию которого определяет творческое, жизненное и философское кредо конкретной личности, по-прежнему является уникальным. Помимо того, что такое культурное мероприятие способствует сохранению исторической памяти о выдающемся деятеле искусства, но и становится дискуссионным полем для соприкосновения, столкновения прошлого и настоящего. Мы говорим, конечно же, в контексте творчества личности драматурга Виктора Розова.
Фестиваль в 2023 году впервые состоится в КЗЦ «Миллениум», на площадках которого пройдут показы спектаклей со всей России, чтобы обрести новое звучание, сохраняя традиции и отвечая текущим культурным тенденциям. Оргкомитет получил 100 заявок (в 2022 году - 66 заявок), что говорит о возрастающем интересе к фестивалю. Также новшеством фестиваля в 2023 году является направление «эксперимент», в котором будет представлено два спектакля. Это первые шаги: более значительное количество участников ожидается уже в следующем году.
Творчество Виктора Розова – это всегда про молодежь и для молодежи. Спектакли про подростков, конфликт поколений, вопросы самоидентификации буквально определяют общее тематическое направление «РОЗОВФЕСТ-23».
Подробно о программе Фестиваля расскажут члены Экспертного совета: Мария Кожина - театровед, театральный критик, член экспертного совета премии «Золотой маски» 2020/2021 и Вера Сердечная, театральный критик, член экспертных советов национальной театральной премии «Золотая маска» (2019-2020, 2021-2022).
«Любой фестиваль, в идеале, является срезом театральной ситуации, выполненным под тем или иным углом. Точка преломления внимания в нашем случае — драматургия В. С. Розова: современная и бунтарская в свое время, но постепенно ставшая фактом истории театра. Программа фестиваля ожидаемо включает советскую драматургию в довольно традиционной форме («Утиная охота» Дзержинского театра драмы). Однако фокус интереса сосредоточен на новой драме и на новых формах, совсем по-розовски переосмысливающих вещество театра. Нам было важно понять, как сегодня развиваются темы, заявленные автором: внимание к обыкновенному человеку в периоды его взросления, становления, переживания кризисов (реалистически подробно это показано в спектакле «Я танцую как дебил» Рязанского областного театра драмы; а в спектакле «Леха» Санкт-петербургского театра «Суббота» возникает достоверная атмосфера советского быта, воспринятая сегодня как пространство воспоминаний). Человек, который находится в разладе с миром и пытается определить свое место, по-прежнему остается в фокусе внимания.
В афише появились постановки по пьесам современных драматургов: С. Баженовой, Д. Богославского, М. Малухиной, И. Витренко, Ю. Поспеловой, Л. Бессмертной, Е. Исаевой, по-разному раскрывающие грани нашей реальности, да и в спектакле Нижегородского ТЮЗа «Доходное место» по Островскому действуют не купцы, а служащие сегодняшних ведомств.
В выбранных спектаклях мы увидели, как по-разному театр работает с материалом: не только фиксирует настоящее, сиюминутное, но и предлагает нам погрузиться в фантазийные миры. Они могут возникать как альтернативная реальность, существующая параллельно, как, например, в «Полярной болезни» Театра.doc, а могут показывать внутреннюю жизнь человека, работу его сознания, как в «Фото на развалинах» Театра драмы Республики Карелия, «Делай все, что хочешь, пока я тебя люблю» Прокопьевского драматического театра или «Заткнись и исчезни» Кировского «Театра на Спасской».
Разнообразие жанровой природы современного театра представлено в пластическом спектакле Александра Могилева «Это всего лишь вещи» и автофикшне Кристины Токаревой «Лес.Актриса» (Театральный проект «Лес.Бибихин» Фонда Альма Матер.
Источник: http://www.yarregion.ru/depts/dcul/tmpPages/news.aspx?newsID=3322