13.03.2023

XXVIII научные чтения памяти исследователя древнерусского искусства Ирины Петровны Болотцевой

XXVIII научные чтения памяти исследователя древнерусского искусства Ирины Петровны Болотцевой

​17–18 марта в Митрополичьих палатах состоятся XXVIII Научные чтения памяти искусствоведа, исследователя ярославской иконописной школы, музейного сотрудника Ирины Петровны Болотцевой (1946–1995).

В XXVIII научных чтениях принимают  участием  53 исследователя из Ветки (Беларусь), Екатеринбурга, Калуги, Кириллова, Кирова, Москвы, Орла, Переславля-Залесского, Ростова, Санкт-Петербурга, Саратова, Серпухова, Углича. На чтения представлены 48 докладов, посвященных новым открытиям в области изучения древнерусского искусства, церковной живописи Нового времени, иконографии, новым открытиям реставраторов.

Значительная группа докладов связана с изучением средневековой культуры Ярославля. Об исследовании иконы «Спас Вседержитель» XIII в. из с. Гавшинка   расскажет О.Е. Труфанова.  В докладе В.В. Горшковой будет представлено, как менялся  живописный облик иконы Толгской Богоматери из Толгского монастыря.

Д.В.Денисов и Г.В.Титов посвятили свой доклад редкому сюжету в росписи церкви Николы Надеина – подвигу святых «осужденников». Д.В.Денисов и Т.А.Островская представят тябловые иконостасы Николо-Надеинского храма. Об особенностях иконографии росписи церкви Рождества Христова - доклад  Е.А.Вороновой и Д.В.Денисова. О.С.Сорокина познакомит с особенностью изображения хвалитных псалмов во фресках Ярославля XVII в. 

Результаты исследования иконы из собрания ЯХМ «Сошествие Святого Духа» конца XVII-XVIII в. представит Е.Ю. Макарова, а иконы «Евангелист Матфей с житием» конца XVII в. из коллекции ЯХМ – Е.С. Данилов. 

Д.Ф. Полознев выявит иерусалимские аллюзии в образе средневекового Ярославля. Доклад Т.Л. Никитиной ответит на вопрос, с кем же спорил Иосиф Владимиров об иконописании. Литературным источникам фресок церкви Николы в Меленках посвятила свое исследование  И.В. Давыдова.

Большой интерес вызывает сообщение Т.В. Лазаревой о ярославских иконах в коллекции Орловского музея изобразительных искусств.

Ранее неизвестные имена мастеров художественных ремесел Переславля откроет Е.К. Шадунц. Т.В. Колбасова раскроет историю бытования иконы Богоматери Владимирской ростовской в 1920-1930-х гг. 

С открытиями реставраторов монументальной живописи в ярославском Спасо-Афанасьевском монастыре познакомит  А.В. Манукян.

Серия докладов будет посвящена старообрядческим иконам. Это, в первую, очередь, сообщения коллег из Беларуси О.В. Афанасьевой и Г.Г. Нечаевой. А.П. Иванникова исследует живопись Выга на рубеже XVIII-XIX столетий.

А.Г. Барков представит новооткрытые росписи XVII в. в Успенском соборе Московского Кремля; И.А. Волков – ранее неизвестные Царские врата XVI в. из  Серпухова; Е.М. Юхименко – новооткрытую икону «Спас Ярое око» Н.И. Подключникова. О недавно отреставрированной иконе «Александр Невский» – сообщение  С.В.Красулиной  и Г.А.Назаровой.

Особенности икон XIII в. охарактеризует  В.Г.Пуцко, а И.А.Ильина поднимет проблему специфики икон Саратовской губернии.

Вопросы иконографии будут исследованы в докладах С.В.Аитовой, Д.Д.Гавриличева, П.В.Западаловой, Н.В.Кривошеиной,  С.Н.Липатовой,  Ю.В.Устиновой, А.Ю.Хиониной,  И.А.Шалиной, Т.В.Юрьевой. 

Содержание и смысл живописных изображений разных эпох рассмотрят В.А.Летин,  Н.Ю.Маркина, О.В.Силина, Т.Ю.Холдина. 

Изучению памятников  архитектуры и архитектурного декора посвятят свои доклады Д.А.Вадатурский, С.В.Ерохина, Н.И.Иорданская,  Д.Ф.Мадуров, Ю.В.Тарабарина, К.А.Фарафонова.

Памятники прикладного искусства – белокаменные надгробия из собрания ЦМиАР представит С.А. Гаркуша, а шитый покров из ризницы Николо-Перервинского монастыря - Н.А.Астафьева. 

Проблемы реставрации монументальной живописи и икон будут рассмотрены  Т.Л. Васильевой, А.Б. Гребенщиковой, В.В. Сергиеней, а  необычные минеральные пигменты невьянских икон – И.Ф. Кадиковой, В.Ю. Карпенко, Е.В.Лаврентьевой. 

Таким образом, и география участников, и тематика конференции подчеркивает значительную роль Ярославского художественного музея как важного научного центра по изучению и актуализации неотъемлемой части русской культуры – искусства эпохи средневековья и церковного искусства Нового времени.

 ​ПРОГРАММА ЧТЕНИЙ

Источник:


Культура онлайн