28.07.2022

​Президентский грант помогает пошехонцам вернуть свою идентичность

​Президентский грант помогает пошехонцам вернуть свою идентичность​Президентский грант помогает пошехонцам вернуть свою идентичность​Президентский грант помогает пошехонцам вернуть свою идентичность​Президентский грант помогает пошехонцам вернуть свою идентичность​Президентский грант помогает пошехонцам вернуть свою идентичность​Президентский грант помогает пошехонцам вернуть свою идентичность

Проект «Как Пошехонца в Пошехонье поселить» реализуется в Ярославской области на средства гранта Президентского фонда культурных инициатив. Пошехонье — малый уединенный город России с «особинкой» и атмосферой, вдалеке от центров и трасс. В свете современных реалий Пошехонье как модель провинции, дальнего уединенного угла с самобытным Пошехонцем и философией пошехонского юмора может превратить комплексы территории в конкурентные преимущества, увеличить туристический поток и стать ресурсом развития района. 

— Жителей волнует проблема оттока населения, отсутствия рабочих мест и перспектив. В тоже время есть известный на всю страну благодаря литераторам и фольклористам 18-19 веков образ анекдотического Пошехонца-чудака, который может стать культурным кодом и символом привлекательности края, — отметила директор департамента культуры Ярославской области Марина Васильева. — Работники культуры создают культурно-этнографические программы про Пошехонца. Выстроенное исследование поможет составить Образ Пошехонца, дополненный такими местными брендами, как Гаютинская роспись, Пошехонская старина, Пошехонский сыр, пирог Намазенька. Сохранение уникальности представления о Пошехонце и Пошехонье — культурный код, территории, который мы будем беречь и передавать поколениям через созданные программы и мероприятия. 

Салтыков-Щедрин определил Пошехонца как «тупого, беспросветно-отсталого, захолустного обывателя, совершающего анекдотические глупости», а само Пошехонье как глухомань, захолустье, символ русской темной глубинки. Но наследие территории гораздо шире, глубже и интереснее. Еще в XIX веке этнографы и приезжавшие сюда люди отмечали, что население здесь этнографически отличается от других жителей Ярославского края. 

Современные реалии дают Пошехонью с его самобытной природой, обилием рек, Рыбинским морем, уединенностью и удаленностью новые возможности. Пандемия и внимание к здоровью, удаленная работа и учеба сподвигают людей перемещаться из шумного города в тихую сельскую среду. 

В Пошехонье проживает 5650 человек, вместе с районом 12655. Сегодня он теряет свою привлекательность для населения, которое стремительно убывает на 2-2,5% в год. Нет промышленности, мало рабочих мест и возможностей для молодежи. Но уникальный культурно-исторический и рекреационный потенциал края можно использовать для развития туризма, а значит развития территории. 

​Уникальный промысел Золотобой, бренды Пошехонский сыр, Гаютинская роспись, пирог Намазенька, Пошехонская старина — победители конкурса «Топ-1000 культурных и туристических брендов России» в 2021 году. 

Источник:


Культура онлайн