30.06.2022

В Ярославском музее-заповеднике открывается выставка "Храм.Спасённое"

В Ярославском музее-заповеднике открывается выставка "Храм.Спасённое"В Ярославском музее-заповеднике открывается выставка "Храм.Спасённое"В Ярославском музее-заповеднике открывается выставка "Храм.Спасённое"В Ярославском музее-заповеднике открывается выставка "Храм.Спасённое"В Ярославском музее-заповеднике открывается выставка "Храм.Спасённое"В Ярославском музее-заповеднике открывается выставка "Храм.Спасённое"В Ярославском музее-заповеднике открывается выставка "Храм.Спасённое"

Сегодня в северной галерее Спасо-Преображенского собора открывается выставка «Храм. Спасенное», посвящённая 400-летию церкви Николы Надеина.

На выставке представлены предметы XVII-XX веков: иконы, церковные облачения, антиминсы, графический и фотоматериал. Многие из артефактов будут представлены публике впервые.

Ярославский XVII век давно стал «общим местом»: о нем пишут в путеводителях и научных трудах,  много говорят экскурсоводы, он составляет славу русской культуры и очень значительную страницу культуры мировой. Давно ушли в мир иной авторы этого грандиозного явления, немало разрушила история. Но и сейчас есть свидетели этого явления, которых нужно уметь «разговорить» - это предметы, артефакты, которые в XVII столетии одни люди создавали, а другие за это платили. И если имена первых нам практически неизвестны, то многие заказчики в истории сохранились. Один из первых и  самых значительных – ярославский купец Епифаний Андреевич Светешников по прозвищу Надея, который оставил нам первый посадский, т.е. городской храм, положивший начало «Золотому» веку Ярославля.

Храм строился в 1621-1622 гг. на средства и по заказу одного из самых богатых людей не только Ярославля, но и всего государства Епифания Андреевича Светешникова, по прозвищу Надея. Это мирское имя и вошло в привычное теперь название церкви. 

Надеинский храм был воспринят как своеобразный памятник Смуте и той роли, которую сыграл Ярославль в освобождении страны от польско-литовских интервентов. Интерьер церкви расписан в 1640 г. артелью мастеров во главе с костромичем Любимом Агеевым. Тема росписи — житие и деяния св. Николая Чудотворца. Это первый и единственный в Ярославле стенописный ансамбль I половины XVII века, ныне находящийся под записью 1882 г. 

Иконостас центрального храма не имеет аналогов в ярославском искусстве. Он сделан в 1751 году в редком для Ярославля стиле барокко по рисунку и при участии основателя русского общедоступного национального театра ярославца Федора Волкова. 

Выставка доступна по 31 августа 2022 года


Культура онлайн