01.04.2022

Цифровое притяжение в Ростове

Цифровое притяжение в РостовеЦифровое притяжение в РостовеЦифровое притяжение в РостовеЦифровое притяжение в РостовеЦифровое притяжение в РостовеЦифровое притяжение в Ростове

Ростовский кремль, до цифровой эпохи многократно воспроизведенный художниками в масле, графике, акварели и сотни тысяч раз снятый фотокамерами и мобильниками, тем не менее более полувека – со времени выхода в 1976 г. альбома В.С. Баниге – не становился объектом книжного внимания.

И вот свершилось. Фотохудожник Ярослав Смирнов представил свой взгляд на выдающийся памятник древнерусского зодчества. Его творческая интонация – это внимание к детали, «крупный мазок» и черно-белая графика. Когда в руках у каждого есть камера и сети завалены многочисленными и всевозможными впечатлениями, создать свой стиль кажется просто невозможным. Но эти произведения мастера, который не считает себя профессиональным фотографом, выполнены на высшем уровне. Во-первых, они просто красивые. Во-вторых, от них исходит особая волна авторского отношения. В-третьих, одновременно вышла книга-альбом и оформлена выставка. На выставке удивительным образом можно охватить одним взглядом все сразу и зафиксировать взгляд на отдельных произведениях. В альбоме – неспешно и в любое удобное время пройти по деталям кремля в любом направлении и без направления, следуя только прихоти внутренней эстетики фотособрания или линейности книжного перелистывания.

Кремль Ростова Великого при его черно-белости нередко в одних произведениях художников подается красочно и пестро, как дворец в детской сказке. В других – акцент смещен на эстетику озерного ландшафта и как бы всплывшего над водами «града Китежа». Иной раз кремль ощущается художником как сад, райское место…

У Ярослава Смирнова главенствует линия. Точнее многократные линейные направления и пересечения. Они же суть силовые поля изначального замысла, помноженные на силы столетий и энергии поклонников, хотя бы раз посетивших это место.

Совершенство и законченность архитектурно-художественного замысла, компактно воплощенное в сравнительно небольшом пространстве кремля, многократно умножается неповторяемыми повторами все тех же деталей, которые видит каждый. Остановиться в этом текучем пространстве очевидного и эстетически притягательного, выбрать ракурс, ограничить рамку кадра и «вытянуть» неуловимое переживание мгновения съемки – все это и еще что-то неуловимое присутствует в работах Ярослава Смирнова.

Выставка работает до 4 мая 2022 г. в гостиной Государственного музея «Ростовский кремль»


Культура онлайн