Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»
«Искусство Живописи есть разложение готовых образов природы на заключенные в них отличительные свойства мировой материи и созидание образов иных путем взаимоотношения этих свойств, установленного личным отношением Творящего»
Ольга Розанова. «Основы нового творчества и причины его непонимания». 1913
Одна из крупнейших представителей русского авангарда Ольга Розанова на несколько десятилетий предвосхитила искусство абстрактного экспрессионизма, которое зарождалось в Америке лишь в конце 1940-х годов, и которое связывают в основном с именами Барнета Ньюмана (Barnett Newman) и Марка Ротко (Mark Rothko). Однако первоначально идею «живописи цветового поля» обозначила и развила в своем творчестве Ольга Розанова.
Последовательно пройдя через фовизм, кубофутуризм и супрематизм, Розанова создала свою систему художественного процесса, включающего интуитивное начало, личное претворение видимого в абстрактное невидимое.
К 1917 году художница начинает работать в цветописи. Именно к этому периоду относится шедевр беспредметной живописи XX века «Зеленая полоса. (Распыленный свет)». Термин «цветопись» теперь будут связывать именно с творчеством Розановой, хотя еще в 1910 году в записях Велимира Хлебникова встречаются «звукопись» и «цветопись». Считая цвет прерогативой нематериального мирового пространства, Розанова освобождает его от влияния предметной среды. Зеленая полоса продлевается в бесконечность, а произведение становится принципиально незаконченным. Тоновые прозрачные лессировки зеленого создают ощущение, что цвет превращается в световой луч. «Распыленный свет» – не случайное второе название картины. Впервые в абстрактном искусстве Розанова решает важные проблемы изображения метафизического пространства. Кубизм и футуризм сильно связаны с предметностью. Но даже Малевич, который говорил о цвете, как единственном творце мирового пространства, не решил вопросы фона и изображения. Розанова выходит за пределы видимого измерения, стирая очерченные грани и словно растворяя их в пространстве, оставляет цвет главным действующим состоянием.
После смены политического курса работы Розановой, как и многих других авангардистов оказались «за не имением художественной ценности» забытыми и даже подлежали уничтожению. Но, к счастью, еще в августе 1922 года «Зеленая полоса» вместе с другими произведениями авангардного искусства была принята в собрание музея. Увидеть этот бесспорный шедевр мирового искусства можно сегодня в экспозиции «Хвост кометы», расположенной в Государских хоромах Ростовского кремля. Работа над выставкой была удостоена Ярославской областной премии имени И. А. Тихомирова за достижения в музейной работе и краеведении (2019 г.).