Храм Ильи Пророка (Ярославль, Советская площадь) – шедевр древнерусской архитектуры и живописи и один из самых узнаваемых символов города. Построен храм в соответствии с ярославской традицией – огромный, четырехстолпный, с крупным световым пятиглавием, на высоком подклете, который использовался для хозяйственных нужд. Центральный летний храм окружен большим количеством разновеликих несимметричных объемов: приделы с севера и юга, колокольня, галереи и два крыльца. В результате образуется живописная композиция, подчеркнутая умелым использованием декора в убранстве памятника – чем ближе объем или плоскость к зрителю, тем обильнее и наряднее узорочье резного камня.
Храм строился в 1647-1650 гг. братьями Вонифатием и Иоанникием Скрипиными. Это были богатейшие купцы, торговавшие пушниной, драгоценными камнями, серебряной утварью. Скрипины строили храм для всех, для себя же в качестве домовой церкви выбрали северный придел Гурия, Самона и Авива, увенчанный горкой нарядных кокошников. В его подклете сохранились семь белокаменных надгробий семейной усыпальницы храмоздателей. Сейчас церковь Ильи Пророка находится в совместном использовании Ярославского музея-заповедника и Ярославской епархии.
Уникальность Ильинского храма в исключительно высоком художественном уровне исполнения всех работ и в их прекрасной сохранности. Внутреннее убранство церкви поражает. Главная его часть – подлинные росписи XVII века, сохранившие свежесть и яркость красок. Центральный храм был расписан за неполные три летних месяца 1680 г. артелью из 15 живописцев под руководством «изографов града Костромы» Гурия Никитина и Силы Савина. Это были лучшие мастера своего времени, именно их пригласила вдова Вонифатия Скрипина Иулита Макаровна. Темы росписей – евангельские события, деяния апостолов, житие и деяния пророка Ильи и его ученика пророка Елисея.
В составе последнего цикла на южной стене находится знаменитая фреска «Жатва», без которой не обходится ни одно издание о Ярославле.
Обращают на себя внимание огромные образы святых на столпах храма, среди которых соименные святые храмоздателей – св. мученик Вонифатий и преподобный Иоанникий Великий в вечном за них молении.
Золоченый иконостас пышной резьбы появился здесь в 1696 году. Составляющие его иконы являются безусловными шедеврами древнерусского искусства, особенно иконы нижнего местного яруса. Большая часть их них приписывается выдающемуся иконописцу XVII века Федору Зубову (храмовый образ Ильи Пророка, Благовещение, Вознесение и др.).