Федор Солнцев

Сын крепостного графа А. И. Мусина-Пушкина, Фёдор Григорьевич Солнцев родился 14 (27) апреля 1801 года в деревне Противье Марьинской волости Мологского уезда Ярославской губернии. Крещён в церкви Троицы Живоначальной села Верхне-Никульского.

Заметив природную одарённость мальчика, граф дал семье Солнцевых «вольную», что позволило Фёдору Григорьевичу закончить в Санкт-Петербурге Императорскую академию художеств с Малой золотой медалью и аттестатом I степени на звание классного художника за дипломную работу «Село Верхне-Никульское. Крестьянское семейство за обедом».

С детства впитав в себя размеренный деревенский быт и сопутствующую ему любовь к старине, Федор Григорьевич соединил в своем творчестве божественные начала традиционной культуры и светские черты академического образования.

C 1830 года Фёдор Солнцев делает эскизы с древнейших вещей, хранившихся в Оружейной палате Московского кремля и его соборах, проектирует паркеты и парадные двери Георгиевского Александровского и Екатерининского залов, лепнину потолков, люстры, камины, шпалеры, ковры, шторы, сервизы. По его рисункам была возобновлена кремлёвская Грановитая палата, а также царские терема и дворцовые храмы.

В 1836 году за картину "Свидание князя Святослава с византийским императором Иоанном Цимисхием на Дунае в 971 году" Фёдор Григорьевич Солнцев был удостоен звания академика.

Кропотливая работа мастера по художественной фиксации архитектурных памятников и предметов декоративно-прикладного искусства нашла свое воплощение в великолепных изданиях XIX века:

- шеститомный труд «Древности Российского государства»;

- альбом «Типы и костюмы народностей России»;

- лицевая книга «Праздники в доме Православного Царя Русского»

- Молитвослов с месяцесловом 1850 года;

- Евангелие от Иоанна 1854 года и другие.

"Рисунки Солнцева в научном и художественном отношениях — живописная летопись Древней Руси, источник возрождения отечественного стиля. И если Карамзин в летописях и других археографических памятниках нашего Отечества обрел живые краски для слога своей истории; если Пушкин в народных сказках нашел живую свежую струю, которой он обновил язык отечественной поэзии; то художник Солнцев произведениями своими пробудил в русских художниках чувство народного самосознания и уважения к образам, завещанным нам предками".

(издатель журнала «Русская старина Михаил Семевский)



Культура онлайн